Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Categories:

Бацбийцы

Оригинал взят у serg_slavorum в Бацбийцы
Оригинал взят у narvasadataa в Бацбийцы
Бацбийцы (самоназвание: бацби, бацой, тушины, цова-тушины) - коренной народ высокогорного Кавказа, родственный ингушам и чеченцам, но исповедующий православие. Исторически проживали и проживают в горной области на северо-востоке Грузии, а также в верховьях Андийского Койсу и в Кахетии. В настоящее время, по переписи, бацбийцев не более 3000. Проживают преимущественно в Грузии.



Язык
Бацбийцы трехъязычны, говорят и пишут на бацбийском, грузинском и русском языках. Крупнейший кавказовед П. К. Услар сообщает о происхождении бацбийцев следующее: «Правда, что тушины принадлежатъ также къ племени нахче, что доказывается грамматическимъ строенiемъ ихъ языка, но они, подчинившись грузинскому влiянiю, совершенно переродились и утратили чеченскiй характер». В настоящее время бацбийский язык чрезмерно подвержен грузинскому влиянию, в связи с чем существует определенная угроза ассимиляции бацбийцев и грузин. Тем не менее, письменный бацбийский язык - это достаточно монолитное культурное явление. Среди нахских языков именно бацбийский отличается от отстальных наиболее сложной системой вокализма.В бацбийском языке присутствует наличие сложной падежной системы категории грамматических классов, множество качественных прилагательных, наречнх форм и служебных слов (послелогов). Именно в бацбийском языке имеется наибольшее количество грамматических классов во множественном числе - 8 (в чеченском и ингушском 4 и 6). Глаголы в бацбийском языке имеют грамматические категории класса, времени, наклонения, вида, единичности и множественности субъекта и объекта. Кроме того, именно в бацбийском языке развился такой вид спряжения, как "личный".

История
В работах историков-этнографистов есть множество точек зрения на происхождение этого народа. Одна из самых распространенных - мнение о том, что бацбийцы - это потомки ингушских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века. Некоторые народные предания это подтверждают. Тем не менее, авторитетнейший энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая бацбийский язык (или тушинский/тушский) связывает происхождение бацбийцев с чеченцами. Что и не удивительно, так как ингуши, чеченцы и бацбийцы все входят в одну группу нахских народов (нахчи).

Но сколько не создавай научных теорий, ясно одно - бацбийцы испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии. И их культура и обычаи непрерывно связаны с памятниками архитектуры, расположенными там. Кроме того, ранее бацбийцы жили на более обширной территории, но им пришлось сгруппироваться в горных районах в связи с гонениями со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев. Вполне возможно, что этот топоним имеет древнее происхождение, и горные вайнахские племена переселялись к своим сородичам. Сородичами вайнахских новых поселенцев были иные нахские общества, которые проживали неподалеку от древних Албанских Ворот Кавказа и часто попадали в поле зрения многих античных и средневековых путешественников, картографов и историков. В римских античных летописях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" – одним из горных племен "Верхнего Кавказа". В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья и гонений со стороны других племен начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовскую Тушетию. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев, на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.

В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским кахетинским царством. Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). С XIX века по начало XX-го, ареал обитания бацбийцев сузился. Известно, что грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. Активная грузинизация этого малочисленного народа началась после советизации республики. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев вместе с чечено-ингушами были высланы. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета. В этом селе и в близлежащих населенных пунктах бацбийцы жили сразу после миграции из горной Тушетии. С началом советизации грузинское руководство начало заселять их компактно в одном селении. В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах общенародной советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4.266 бацбийцев, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам. До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время, грузинское руководство региона, основываясь на переселении в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила грузинскую школу. В результате этого литературным языком бацбийцев стал грузинский. После всех этих процессов, уже не имея собственную письменность, бацбийцы пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за закулисной грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен.

Церковь
Приход восточного христианства в первых веках нашей эры на Кавказ был еще задолго до христианизации Руси. Тогда христианство восприняли многие кавказские народы. Живущие рядом с грузинами бацбийцы тоже восприняли его, хотя после прихода на Кавказ Ислама некоторые роды бацбийцев стали мусульманами и перешли в более близкое территориальное и культурное родство с другими нахскими народами.
В настоящее время живущие на территории Грузии бацбийцы окормляются Грузинской Православной Церковью.

Быт и культура, кухня
Судя по обычаям бацбийцев, они имеют свои собственные традиции, быт, в чем-то отличаясь как от нахских народов, так и от православных грузин, рядом с которыми стали жить. Кухня более близка к кухне чеченцев и ингушей, внешняя атрибутика взята в том числе и из традиций грузин. Однако тот же российский этнографический музей, несмотря на многочисленную критику, указывает бацбийцев в числе суб-этнических групп грузин, а экспонаты, связанные с бацбийцами, в коллекции музея учтены в составе чеченцев.

http://www.liveinternet.ru/users/levit/blog#post339456964


Tags: интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments