Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Смотри на меня как на равного

Фестиваль «Без границ: Тело. Общество. Культура» проходит при поддержке регионального министерства культуры и Корпорации развития Архангельской области. Открыл его так называемый «Акропольский лекторий» в СГМУ, на котором выступили основные эксперты мероприятия — автор книги «Люди с безграничными возможностями» Константин Дорофеев, Мисс мира среди девушек в инвалидных колясках Ксения Безуглова и сама вдохновительница фестиваля, член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью при Президенте России Янина Урусова.

Свое выступление Янина озаглавила необычно — «Ребрендинг инвалида, или тихое высказывание». У неё есть свой подход к проблеме инвалидности — подход «без слёз и лишних сожалений», — маркетинговый подход.

— Люди с инвалидностью так долго были фигурой умолчания в нашем обществе, что их появление в общественном и географическом пространстве связано со сложностями восприятия,  — сказала Янина. — Мы не знаем, кто они такие, мы их боимся и поэтому предлагаем им самые невероятные решения и продукты, которые им в действительности не нужны.

Коммуникация между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью строится на разделении «мы» и «они», — но разве эта коммуникация?

При этом многие попытки эту коммуникации наладить страдают некоей директивностью: вы, мол, должны интегрироваться. А ведь мы с детства не любим, когда нам говорят: «Ты должен». Урусова проследила, как на протяжении почти двух десятков лет менялось восприятие инвалида в социальной рекламе.

Например, рекламу Паралимпийских игр в Австралии 2000 года, на которой изображен неходячий баскетболист, Янина похвалила за текст: «Испытываете неловкость за него? Вам следует сыграть с ним в полуфинале…».

— Но камера смотрит на молодого человека сверху, и у него лицо жертвы, — отметила, тем не менее, Янина.

Превращение человека с ограниченными возможностями в жертву — этим порой грешит даже самая хорошая социальная реклама. Например, ролик «Больше, чем знак» благотворительной организации «Dislife».




Зато в рекламе Паралимпийских игр в Ванкувере, на которой изображена одноногая пловчиха, подпись уже совершенно другая: «Ей не нужно ваше сочувствие, а её противникам — возможно».

— Этой женщине не нужна ничья поддержка. Она смотрит спокойно, немножко сверху вниз. Но когда мы говорим о настоящей коммуникации, речь должна идти о взгляде на одном уровне. Это тот же случай, когда девушки ждут принца на белом коне. Но когда он на коне, он смотрит поверх вас, значит, девушки, вы к нему должны подъехать на кобыле, — уверена Янина.

Уже к 2012 году, к Паралимпиаде в Лондоне это ощущение силы, исходящей от «особенных» спортсменов усилилось: их называют супергероями.

А вот еще один удачный, по мнению Янины, пример социальной рекламы. На нем бельгийская модель без руки Таня Кивиц обыгрывает знаменитую рекламную компанию белья, в которой снялась супермодель 90-х Ева Герцигова.

«Смотри мне в глаза! Я сказала — в глаза».

«Смотри мне в глаза! Я сказала — в глаза»

Во втором случае слоган приобретает тройное значение. Во-первых, «Не бойся смотреть мне в глаза», во-вторых, «Я человек» и, в-третьих, «Я женщина».

Коль скоро Янина исповедует маркетинговый подход к проблеме инвалидности, она признаёт: хорошо, когда волонтёрами движения в поддержку особых людей становятся люди известные. В частности, она привела в пример этот «социальный» клип Димы Билана:

                         







Хотя сама Урусова к этому опусу относится неоднозначно:

«У нас в России со сцены не могут говорить тихо, у нас все кричат. Это от общей беспомощности: людям кажется, что, если говорить тихо, их не услышат — не решат проблему, не дадут денег, не посмотрят, не полюбят… А вот другой клип — это как раз то самое тихое высказывание об „особенных“ людях, которое гораздо быстрее доходит до сердца».







Кстати, Джонни Депп в разговоре возник не случайно. Он ведь слеп на левый глаз, но в своих работах в кино смог превратить эту инвалидность во взгляд с поволокой Джека Воробья. Так же свою инвалидность в «фишку» обратила британская певица и модель-ампутантка Виктория Модеста.



где взял
Tags: Инвалидность, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments