Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Category:

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко): быть верующим - не значит угрюмым

Оригинал взят у svyatoslav в Архиепископ Гавриил (Стеблюченко): быть верующим - не значит угрюмым
Сегодня(оринальный пост написан 20го мая -прим. alexzgr1970)ночью после болезни ушел из жизни первый после революции архиерей Благовещенской епархии - архиепископ Гавриил (Стеблюченко). 30 июня ему должно было исполниться 76 лет. Кое-какие зарисовки из его жизни в бытность наместником Псково-Печерского монастыря сделал архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов) в своем бестселлере "Несвятые святые". Хочу поделиться воспоминаниями владыки из его книги "Православие на Амуре":



"Родился я в семье верующих. Родители мои работали на железной дороге в Херсоне. Были они глубоко религиозны. Их благочестие не могло не повлиять на детей. Но на меня больше всего повлияла мама. Она была очень религиозным и благочестивым человеком. (В сентябре 2003 года на 91-м году жизни она умерла). Нас в семье было трое, я самый младший. Именно мама открыла для меня дорогу в храм Господень. Лет с пяти помню себя рядом со священником, я помогал ему, как мог, во время богослужения. С той поры церковь заняла в моей жизни многое, я бывал в ней постоянно. Сначала с мамой, а потом самостоятельно. 

Когда пошел в школу, там, конечно, начались проблемы. Все знали, что я из верующей семьи. Хотели меня перевоспитать. Вызывали к завучу и спрашивали: почему ты ходишь в церковь, что там делаешь? Иногда преподаватели во время уроков отпускали насмешки в мой адрес. Им подражали и ученики. В те моменты мне, мальчишке, ребенку, было трудно. Я не понимал, что за этим стоит. Но, знаете, как ведут себя дети - как их кто-то настраивает во время учебы или перемены, так они и реагируют.



А когда шли домой, бежали купаться или по виноградникам и садам лазить, то там на время все забывалось, я становился таким же, как вся ребятня, и общался со сверстниками на равных. Но все равно в школе меня считали человеком не от мира сего, белой вороной. Я ведь носил крестик. На переменах, когда резвился со всеми, как и положено, крестик выпадал из-под рубашки. Ребята смеялись.

Однако в октябрята меня приняли, а вот в пионеры почему-то не пустили. Хотя понятно почему. Я в храм ходил. И не только на Пасху или Рождество, но и в будние дни. Все это знали. А я и не скрывал.



Жили мы трудно. Приходилось учиться и работать, чтобы семье помогать. Отец вернулся с фронта в 1943 году с простреленным легким, часто болел. Умер совсем молодым, в сорок пять лет. Старшие брат и сестра уже работали, а мне отец перед смертью сказал: выбирай дорогу сам, какой путь изберешь, тем и иди.

Когда мне пошел восемнадцатый год, стали мы с матерью думать о дальнейшей моей учебе. Как-то был разговор с отцом о духовной семинарии. Помня об этом и желая этого, пошел я к священнику, нашему настоятелю протоиерею Борису Старку, он мне и предложил: если хочешь учиться в семинарии, я посодействую, в Одессу определим тебя. Мать дала благословение, и поехал я в Одессу сдавать экзамены. Для меня не было трудностью поступить - посещая церковь, я многому научился, знал почти все молитвы.



Одновременно с семинарией я поступил в Свято-Успенский монастырь в Одессе. Будучи послушником, окончил семинарию и в 1962 году поступил в Ленинградскую духовную академию, написал кандидатское сочинение на тему «Взаимоотношение Русской и Англиканской Церкви в свете истории науки» и получил степень кандидата богословия. В академии принял монашество с именем Гавриил. После окончания Духовной академии в сане диакона был я назначен на служение в пограничный город Выборг.

А в январе 1967 года меня командировали в Русскую духовную миссию в Иерусалим секретарем миссии. Тогда началась так называемая «шестидневная война» арабов с евреями. Положение было трудное. Нас из миссии никто не отзывал, хотя посольство уехало. Дипломатические отношения были разорваны. Но мы не дипломаты, а представители патриархии, потому имели право остаться. И это было правильно. Два с половиной года я находился в Иерусалиме.



После возвращения из командировки митрополитом Ленинградским и Ладожским был рукоположен в пресвитерский сан и оставлен в Выборге настоятелем, а в 1973 году на меня возложили новое послушание и перевели в город Псков настоятелем Кафедрального Псковского собора. В 1975 году решением Священного синода я был назначен на более высокую должность - наместником (настоятелем) Псково-Печерского монастыря.

В 1988 году возведен в сан епископа и назначен на Дальний Восток. Тогда была одна епархия, и я был епископом Хабаровским и Владивостокским. Когда же по церковным канонам произошло разграничение дальневосточных кафедр, мне было поручено возглавить старейшую кафедру на дальневосточных рубежах нашего Отечества в г. Благовещенске Амурской области с титулом «Епископ Благовещенский и Тындинский».



Люди сейчас особенно нуждаются в духовной поддержке. Человек в ней всегда нуждается. Но и сам он не должен падать духом. Надо быть оптимистичнее. В этой трудной жизни есть место и шутке. Я, например, люблю читать анекдоты, люблю красивые смешные истории. Однажды мы летели из Москвы, в Красноярске - пересадка, стоим в накопителе, ждем своей очереди. Рядом со мной два полковника слегка навеселе. Уступают мне - пожалуйста, проходите. Я говорю с серьезным видом: куда торопиться, на тот свет всегда успеем... Полковники оторопели - как на тот свет? И сразу отрезвели. Они юмора не поняли...



Быть верующим, не значит быть угрюмым, как некоторые считают - только молиться и поклоны бить. Нет, мы обыкновенные люди и должны быть всегда среди людей, должны поддерживать их. Говорить о том, что сейчас время очень плохое или очень неудачное - нельзя. Трудно всем - и пожилым людям, и молодым. Молодым особенно. Они ищут, они мечутся.

В мои молодые годы мы испытывали очень тяжелое материальное затруднение, скудно жили, особенно после войны, порой одной лебедой питались. Но духовно себя все-таки не потеряли, духовность нас и выручила, поддержала. Вот если сегодня молодежь найдет себя, а я уверен, что так оно и будет, найдет свой путь, то тогда Россия возродится. Духовность всегда присутствует в русском человеке, она есть, она будет возрождать патриотизм, любовь к своему Отечеству, к своей малой родине".




Tags: вечная память великие люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments