Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Грамотность и образование в царской России

Оригинал взят у sharov43 в Грамотность и образование в царской России

Грамотность и образование в царской России

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Один из до сих пор распространенных лживых совдепских мифов о царской России – миф о безграмотности. На сталинских сайтах можно увидеть, например, такое: «Население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.), то есть не умело даже ни читать ни писать. При Сталине безграмотность была ликвидирована. Грамотность населения поднялась до 89,1% (1932)».
Это один из излюбленных способов передергиваний нынешних красных авторов - брать данные по царской России не 1913 года (как это даже в СССР делалось), а по более ранним годам, а то и из XIX века - как в данном случае, 1897 год.
Вот данные из таблицы из первого издания БСЭ (1929-30гг), «Процент неграмотных новобранцев среди призывников бывшей Российской империи»:
Годы.           1875   1880   1885   1890   1896   1900   1905   1913
% неграмотн. 79%    78     74       69       60       51      42      27%
% грамотных  21%    22     26       31       40       49      58      73%
( источник - http://wg-lj.livejournal.com/342004.html?format=light - примечание: в оригинале \вторая таблица сверху по ссылке\ показан процент неграмотных новобранцев, здесь для удобства я показал также соответственно процент грамотных).
Как видно, в 1913г уже 73% призывников были грамотными (ну а в 1916г - уже 80% - из другого источника, но вполне согласуются цифры). Конечно, во многих европейских странах грамотность была выше, но, например, в Италии грамотных призывников было еще и в 1900-х годах всего на 10% больше, чем в РИ – вполне сравнимые цифры. При этом, как видно, при Николае II грамотность росла очень быстро — в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности. Что было после 1917г на самом деле, при большевиках, мы увидим ниже, при сравнении грамотности в 1917 и 1927гг.
Во втором издании БСЭ приведенная выше таблица тоже есть (БСЭ, второе издание, М., 1952. Статья "Грамотность"), но современные критики царской России (красные, а иногда и либералы) до сих пор нередко оперируют данными только XIX века. Т.е. НАМЕРЕННО СКРЫВАЯ бурный рост грамотности в XX веке при Николае II и пытаясь весь рост грамотности приписать советской власти.
Но прежде чем рассказать о бурном росте образования (как школьного, так и высшего) в правление последнего Государя, посмотрим внимательнее, что было в XIX веке. На самом деле грамотность в русской деревне даже в то время была много выше, чем мы представляем себе, хотя бы и по результатам переписи 1897 года — по многим причинам, изложенным ниже.
Читать:
https://www.proza.ru/2010/03/15/1426

Хорошая прививка от латынинско-кургиняновского (именно так, так как либералы и кургиняты налапники) морока про отсталую Россию
Tags: Уроки истории, а теперь как было на самом деле, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments