Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Мар Юханнан (Иоанн), предстоятель Малабарской Церкви.

Оригинал взят у serg_slavorum в Мар Юханнан (Иоанн), предстоятель Малабарской Церкви.
Mar_Thoma_Sliva.jpg
Слива д' Мар Тома - крест св. Фомы, символ индийских христиан.

Мар Юханнан – один из полулегендарных предстоятелей Малабарской Церкви «христиан св. Фомы», находившейся в каноническом единстве с Ассирийской Церковью Востока.

Сведения об истории «христиан св. Фомы» до их контактов с португальскими колонизаторами очень скупы и отрывочны. Документов тех времён почти не сохранилось – большинство их было сожжено как «еретические писания» по постановлению Диамперского собора 1599 года. Посему нам приходится довольствоваться по большей части информацией, просочившейся в Европу благодаря редким контактам индийских христиан с европейцами.

Одним из таких контактёров был Иосиф (Йосеп) Индиец, впоследствии совершивший путешествие по Европе и оставивший нам свои путевые заметки, известные как «Повествования Иосифа Индийца».

Что же нам известно?

Скорее всего, индийские христиане довольно долгое время жили без архипастыря [1]. До Юханнана есть сведения лишь об одном его ближайшем по времени предшественнике – Мар Якубе Индийском (упоминается около 1301 года), рукоположенном патриархом – католикосом Явлахой III (1245–1317). Поэтому они решили просить о назначении себе духовного руководителя в епископском сане.

В 1490 году в резиденцию патриарха Мар Шиммуна IV Басиди [2] в Газарте (Gazarta) прибыла делегация из Индии. Изначально она состояла из трёх человек, но один умер в дороге. Двое других, Гиваргиз (Георгий) и вышеупомянутый Йосеп благополучно добрались до места назначения и встретились с патриархом, рукоположившим их в священнический сан. Затем они все вместе направились в монастырь св. Авгена, где патриарх рукоположил в епископы двоих тамошних монахов – с именами Мар Тома и Мар Юханнан. После чего все четверо – двое священников и двое епископов – вернулись в Индию, где были радостно встречены своими единоверцами:

«Когда эти же четверо пришли туда с помощью Христа, Господа нашего, они были приняты верными с великой радостью; они несли перед ними книгу Евангелия, крест, цензоров и факелов, и они представили их христианам с большой пышностью и пением псалмов и гимнов. И они, епископы, освятилb алтари, и поставили очень много священников, потому что народ был без отцов в течение длительного времени».

Мар Юханнан остался в Индии, а Мар Тома около 1498 года отправился к патриарху с пожертвованиями от индийских христиан. Это путешествие также описано в «Повествованиях Иосифа Индийца».

Примечания:
1. Что, впрочем, не мешало индийскому христианскому сообществу нормально функционировать, так как административные функции выполняли архидиаконы, происходившие из влиятельных семей.

2. Этот патриарх – католикос известен ещё и тем, что ввёл порядок наследования патриаршего престол от дяди к племянника (в роду Мар Шиммунов). Порядок, имевший довольно неоднозначные последствия для АЦВ в целом (церковная схизма 1552 года и убийство патриарха Мар Ишай Шиммуна в 1973 году)

Составлено по:

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Mar_Yohannan
Tags: другие страны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments