Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Categories:

«Пришельцы» среди детей часть 2 заключительная

....

Аттестат на самостоятельное проживание

Фото с сайта metaco.co.uk

— Какие задачи ставят перед собой педагоги, чему они хотят научить этих детей в итоге?

— Для начала нужны навыки безопасности. Очень часто у таких детей, особенно в маленьком возрасте, отсутствует чувство опасности, и мы должны сделать так, чтобы они не бросались под машину, ножницами себе не повредили. После навыков безопасности — навыки самообслуживания, туалетный тренинг, например. Дальше – чтение, счет. Таким образом мы потихонечку, поэтапно двигаемся к самостоятельному проживанию.

Конечно, при обучении детей с тяжелыми когнитивными нарушениями речь идет о простейших математических представлениях. Мы пытаемся учить их этому через движение.

Это может быть шведская стенка, где внизу прикреплена яркая цифра 1, на следующей ступеньке – 2, потом 3. Когда человек начинает подниматься, он чувствует, как увеличивается расстояние до земли. Он делает шаги один за другим, и у него появляется восприятие некоего ритма, ведь у шведской стенки ступеньки расположены через ровные промежутки. Постепенно он понимает, что такое увеличение, почему два больше, чем один, а три – больше, чем два. Потому что он выше и дальше от уровня пола находится. Самое главное — научить человека, что число непосредственно связано с какими-то изменениями вокруг него.

Потом, когда человек уже понял, что такое больше и меньше, мы начинаем переходить к числам. Это может занять недели и месяцы. Хорошо, если мы до пяти научим считать этого ребенка.

Для обучения чтению тоже есть несколько способов. Не обязательно мы должны начинать с букв, а потом переходить к слогам и словам. Когда перед нами ребенок с инвалидностью, мы можем потратить годы на изучение букв, а он все равно их не запомнит. Бывает так, что эффективнее его научить глобальному чтению, узнаванию слов.

То же самое и с письмом. Совсем не обязательно, чтобы ребенок держал ручку определенным образом и писал по линейке. Это может быть письмо большим фломастером на портативном мольберте. Добиваться от него мелкой моторики, как у остальных, бессмысленно.

Что такое глобальное чтение, объяснил Александр Маллер: «Детей, которые не научились ни слоговому чтению, ни слитному, мы обучаем глобальному чтению. Делаются карточки, где печатными буквами написано: «мама», «школа», «дом» — то есть те слова, которые у ребенка уже на слуху. Они схватывают это слово зрительно, как единый целостный сигнал. Не читают, а узнают его. Так они могут освоить довольно много слов». «Еще очень интересный предмет — окружающий социальный мир, — продолжил он. — Это взаимодействие в социуме, например, посещение булочной, аптеки, умение задать вопрос. Ситуация покупки разыгрывается сначала в классе. Но потом это должно обязательно закрепиться в реальной обстановке, что очень важно для развития коммуникации. Экскурсии в булочную, аптеку и т.д. должны быть записаны в учебном плане педагога».

— Обучившись, эти дети действительно смогут жить самостоятельно?

Максим Бушмелев: «Квартира поддерживаемого проживания устроена по тому же принципу, что и приложения в планшетном компьютере, о которых мы говорили. Все навыки самообслуживания – как ходить в туалет, как мыться, как готовить пищу – раскладываются на множество картинок. И люди вполне себе живут под присмотром социального работника. Самый известный пример поддерживаемого проживания – в Псковском центре лечебной педагогики».

Инклюзия или коррекция?


Фото с сайта erudit-inclusion.com

— Как лучше учить этих детей – в инклюзивных или в коррекционных школах?

— Инклюзивное образование — предпочтительный, наиболее современный вид, — сказал Максим Бушмелев. — Но право выбора остается за родителями. Они могут отдать ребенка и в коррекционную школу, и в школу рядом с домом.

Федеральный государственный образовательный стандарт написан таким образом, что предполагает отдельные коррекционные классы в пределах одной школы. Это не всегда страшно. Довольно часто обучение в малой группе по определенной схеме бывает эффективным.

Может быть, вы слышали про технологию ресурсного класса? Она уже применяется в некоторых регионах. Это когда какое-то время дети проводят в ресурсной зоне, обучаясь там в максимально подходящей структурированной среде, а потом они по своему индивидуальному графику ходят на включение в те классы, к которым приписаны по журналу. Через некоторое время, по задумке разработчиков, увеличивается время нахождения ребенка в классе и уменьшается — в ресурсной зоне. Но, опять же, это не цель.

— Если учитель проводит обычный урок, как он может одновременно чему-то научить ребенка-инвалида, который находится в классе?

— Для этого существует тьюторское сопровождение, критериальное оценивание, универсальный дизайн в обучении. Тьютор — это педагог, который должен заниматься сопровождением ребенка, адаптировать материал, помогать ему выполнять задания на уроке.

При критериальном оценивании у нас нет разницы между ребенком с инвалидностью и ребенком без инвалидности. Какие бывают критерии? Хорошо себя вести на уроке, помогать товарищу, ответить правильно на вопрос, выполнить аккуратно свое собственное задание. При этом качественно задания могут быть разные. Все дети в равной степени получают смайлики, оценки, жетоны, звездочки. Но соревновательный элемент мы стараемся убрать.

С самого начала мы обучаем детей, что все люди разные. На мой взгляд, очень вредно говорить детям: «У этого ребенка умственная отсталость, но он такой же, как мы». Дети прекрасно видят, что он не такой же, как мы. Не надо тут лукавить, мы все отличаемся друг от друга. Единство – в разнообразии.

Понятие «универсальный дизайн» пришло из архитектуры. Это, например, пандус, которым могут пользоваться все – и те, кто в коляске, и те, кто без коляски. В образовании универсальный дизайн – это технологии, которые подходят максимально большему количеству учеников. Например, моделирование. Если мы сделаем модель Солнечной системы, мы поймем ее лучше, чем если нам ее покажут на картинке
где взял

Tags: инклюзия, интервью, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments