Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Categories:

Все о тьюторе: анатомия профессии часть 1

Марина ЛЕПИНА

Профессию «тьютор» официально заносят в трудовые книжки. Родители детей с особенностями развития понимают ее важность. Тьютор помогает ребенку освоить школьную программу, и – социализироваться

Инна Карпенкова: Мне срочно нужна была дополнительная работа, и в этот момент как раз искали специалиста для сопровождения девочки-первоклассницы. Это было 16 лет назад. Слово «тьютор» тогда даже в Москве еще не звучало. А сейчас эту должность вписывают и в трудовую книжку.

Сегодня мы рассказываем о новой профессии, и открываем профессиональные тайны тьюторов. Наш эксперт – Инна Карпенкова, тьютор, педагог, психолог, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе».

Фоторепортаж  — для того, что вы наглядно увидели тьюторскую работу — мы сняли в школе №1321 «Ковчег», школе, которая давно и успешно работает с  с особыми детьми. Инна рассказывает о школах «вообще», а фотографии из «Ковчега» показывают, как инклюзивная школа работает практически, и что делает тьютор в классе, где все взрослые — и учитель, и родители, и «детские прогрессоры» — не спорят и не ссорятся, а заняты общим делом. Учат детей.

«Новенький» с тьютором

Анна Сергиенко, тьютор и психолог, идет вместе с четвероклассником Мишей по коридорам школы № 1321«Ковчег», одной из самых известных в Москве инклюзивных школ

— 16 лет назад вы стали тьютором. Как все начиналось?

— Четыре года я отработала с девочкой, со сложной историей. Поведенчески она была очень расторможенная, с гиперактивностью и социально небезопасная, назовем это так.  Она, например, с радостью толкала маленьких детишек, которые были слабее ее. Они падали, начинали плакать, и сбегался народ, ее журили. Но ей это все очень нравилось.

Учитывая то, какая у нее была непростая история жизни в раннем детстве, причины такого поведения были очевидны. Девочка родилась с артогриппозом, это нарушение развития связок и мышц, с самого рождения она была оставлена в детском доме. Как мне рассказывали её родные, врачи сказали им, что она не будет даже сидеть. И она около года находилась в палате для грудничков в больнице, там, где дети умирали. Она выжила. Через какое-то время ее забрала бабушка, и до шести лет воспитывала ее. У девочки были сложные двигательные нарушения, и чтобы улучшить ее координацию, её учили тянуться к игрушке, тянуть игрушку на себя, рваться к ней. Её за это хвалили, ведь это ей было сложно сделать. В итоге ребенок научился двигаться, ходить, и так далее. Но девочка перенесла свои действия с игрушек на живых детей. И стала их толкать, желая, на самом деле, общения и похвалы. Ближе к семи годам ее забрала мама, у них были непростые взаимоотношения. Мама старалась, как могла. Ведь многое было пропущено, и при этом нужно было постоянно заниматься с девочкой физическим развитием, многократно превышающим нагрузки, которые испытывает ребенок, развивающийся обычным образом.

За четыре года нам удалось выправить достаточно существенно ее поведение.

Школа «Ковчег»: 4 «В» на уроке ИЗО

Другой подопечный, мальчик, с которым я работала тоже с первого класса, имел органическое поражение нервной системы и расстройства аутистического спектра, что наложило отпечаток также на его познавательные способности. То есть, во многих вещах он хорошо понимал, что происходит, а что касалось способности к учению, у него были большие сложности. У ребенка очень своеобразно работала память: он мало что мог запомнить так, как это должен запоминать любой ребенок. Также он был очень медлительный. Допустим, если он нагнулся поднять карандаш, который упал, то он мог в этой позе остаться долгое время.

Как помочь такому ребенку в школе?

– Классическое тьюторство предполагает, что специалист сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее.

Нужно вести себя по отношению к ребенку таким образом, чтобы любая его деятельность в школе была образовательной.

И пример очень простой. Ребенок захотел в туалет. Если его сопровождает не тьютор, а просто ассистент – он его взял за ручку и отвел, помог. А тьютор объяснит, что нужно, чтобы ребенок научился это все делать самостоятельно. Нужно уметь поднять руку в нужный момент, попроситься выйти из класса, выйти из класса, дойти благополучно до туалета, ну и так далее

Красавица Настя

То есть здесь разная тактика поведения. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой ситуации. Это осуществление тьюторского действия, когда тьютор помогает ребенку научиться делать то, что он должен уметь делать.

Вы подсказываете ребенку во время урока, говорите ему, что делать?

– Да, это называется адаптация образовательной программы. Но тьютор не решает все за ребенка, а направляет, подталкивает к правильному ходу решения.

Урок математики ведет Максим Евгеньевич Бушмелев, классный руководитель 4 «В» школы «Ковчег»

Как должен учитель оценить его знания?

– Важно, чтобы тьютор и учитель договаривались о совместных намерениях. Допустим, если ребенок сам решил три примера, он получает «пятерку», которую обычный ребенок получит за десять примеров.

— Как реагирует класс, когда к ним приходит «новенький» с тьютором?

– По-разному. Некоторые дети спрашивают, а не заразный ли он. Некоторые стараются помогать, если у ребенка, например, двигательные проблемы. Они задают все свои вопросы, которые их интересуют, детские. А потом в зависимости от того, как тьютор построит работу, часто стараются помогать, содействовать. Хорошо, если учитель заранее расскажет классу, что с ребятами будет учиться особенный ребенок, который будет сидеть за партой со своим сопровождающим, взрослым человеком.

Дети поначалу удивляются, оглядываются на нас, но постепенно привыкают. Как-то был случай, когда ребята вообще забыли, что я – взрослая тетя, а не их одноклассница. У них как раз начался период, когда они учились «быть взрослыми» – они пробовали разговаривать матом, на переменке. И вдруг до кого-то дошло, что вообще-то и я тут нахожусь. Смутились.

Иногда, видя, что я помогаю своему подопечному, его одноклассники просят «а помогите и мне решить». Помогаю

....

где взял
Tags: Инвалидность, дети, интервью, образование, прямая речь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments