Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле часть 2 заключительная

...

Портрет Мити Шостаковича (1919 г.). Изображение с сайта boriskustodiev.ru

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник. Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. … Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой».

Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года.  Годы его болезни совпали с трудным временем: революция, война, новый режим. Он «стойко переносил лишения, — вспоминала дочь художника Ирина Кустодиева, — нехватку во всем, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».

Кустодиев – не исключение

Зима. Масленичное катанье (1919 г.) Изображение с сайта boriskustodiev.ru

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Вера Донец, искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автору монографий и статей об истории русского изобразительного искусства:

«История искусства знает такие примеры. Кустодиев – не исключительный случай.

Крупные мастера воспринимают свою работу как служение, как единственный вариант бытия.

Тот же Репин, у которого к концу жизни стали отказывать руки, но он работал – до самой смерти. Ему к руке привязывали кисть, и он писал.

Слепнущий Дега – писал практически пальцами, и получалось такое парящее кружево – потому что человек был практически уже слеп и творил, можно сказать, наощупь. Он ничего не видел уже в нескольких шагах. На натурщицах рисовал цветные линии, чтобы лучше ощущать форму.

Рубенс. На его работах мы видим такую пышную красоту… А ведь он страдал от жесточайшего артрита и умер от болевого шока – не выдержало сердце. И тоже до конца своей жизни он писал великолепие и трепет жизни.

Зима. Масленичное катанье (1919 г.)

Когда мы говорим о таких крупных мастерах, то – надо понимать, что если он и чувствует себя в этом мире к чему-то призванным, то его единственное призвание – это творчество.

Такой мастер уже не ищет славы, не ищет самоутешения, он просто не может существовать по-другому.

Троицын день (1920)

Так же и у Кустодиева. Свойственные ему жизнелюбие и взгляд на вещи – нисколько не изменились с болезнью. Более того, его живопись, вопреки всему, что с ним происходило, стала еще ярче. Да, он ощущал сильную боль, и несмотря на это, он продолжал жить в своем мире и писать свой мир – ярко, радостно и празднично. Его кисть была замешана на этих красках, на этом цвете, на этой радости.

У Кустодиева есть картина «Лыжники», написанная в 1919 году. В ней он изобразил то, чего — не видел.

Он просто не мог это видеть, так как к тому времени передвигался на коляске и оказывался на улице крайне редко. Но его дочка Ирина ездила со своими друзьями на лыжную прогулку и потом приехав, радостная, раскрасневшаяся, рассказала ему, как они катались с гор, какое зеленоватое было небо, какие великолепные открывались дали.
И Кустодиев по ее рассказам написал картину, не видев ни снега, ни мороза, ни далей… Написал исключительно от слышания этой радости, этих впечатлений. Художнику этого оказалось достаточно.

Лыжники (1919 г.)

Мы так привыкаем к каким-то штампам. А если выбраться за привычные рамки, которыми мы себя окружаем, – возникает невероятное ощущение вечности, радостной вечности рядом с человеком, которую художник способен и слышать, и видеть».
https://www.miloserdie.ru/article/prazdnichnyj-hudozhnik-samye-yarkie-kartiny-kustodiev-napisal-v-invalidnom-kresle/

Tags: Инвалидность, Уроки истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments