Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Вспомнить прошлое - постановка народного образования и его финансирование при Николае II часть 1

Тезисы доклада на Конференции в Екатеринбурге в Царские дни 14 июля 2018 года …

Русское имперское гимназическое и университетское образование стояло на мировом уровне начиная, по крайней мере, с эпохи Александра I, но лишь при Николае II оно этот уровень, в каком-то смысле перешагнуло, оставив «за кормой» Европу и Америку как по качеству образования, так и по его социальной доступности. В частности, к 1914 году Российская Империя, имевшая в наличие при восшествии Государя на Престол лишь несколько, хотя и первоклассных технических ВУЗов, превзошла по уровню технического образования безусловного лидера тех лет - Германскую Империю.

Но главное даже не в этом. Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное - прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента этого здания. Фундаментом же этим является система народного образования данного государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.

Образовательный потенциал страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.

Образование в широком смысле создает, формирует образ нации, народа, его сознание. А сознание это в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая данный народ окружает в конкретный исторический момент. Иногда к большому неудовольствию народа, склонного видеть в этой действительности чьи-то враждебные происки. По преимуществу.

Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а такжеиз целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.

Целевая же функция Христианства, и прежде всего нашего родного Православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.

В скобках заметим, что если Церковь, или, вернее, церковная иерархия, не выполняет этой целевой функции, все «православие» сводится в лучшем случае на «бытовой» уровень.

Так вот едва ли не главная заслуга Императора Николая заключается в том, что он сделал все, что в было в Его силах, чтобы развернуть корабль отечественного народного образования к отеческим истокам, на современном, разумеется уровне. Вот подлинные слова Царя из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года:

«Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.

Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

Государь впервые постарался вывести наше образования из-под тенет бюрократической машины Министерства Просвещения, за счет повышения роли Родительских Комитетов, которые к 1917 году стали играть весьма значительную роль в системе Имперского образования. Сотрудничество Царя и народа, развитие общественного самоуправления ‒ такие общие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере. Как сказал, один из исследователей столкнувшийся с этим необычным для нас фактором в царской образовательной политике: «похоже, что последний раз демократия была в России при Царе. И, похоже, что без Царя она оказывается невозможной...».

И в самом деле, ‒ первое, что сделало Временное ‒ «благоверное» по мнению нашего Синода ‒ правительство, ‒ это уничтожило роль Родительских Комитетов, ‒ «поскольку в них преобладают люди одной определенной конфессии». Какой именно - догадайтесь с трех раз в качестве самостоятельного упражнения.

Ну атеперь - несколько фактов и цифр.

Первоначальное обучение было у насбесплатным по закону еще с начала правления Государя Николая II, но с 1908 года оно становилось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Это и был тот «всеобуч», который должен был охватить страну уже к началу 1920-х годов. До сих пор существует устойчивая легенда, что одной из «заслуг» большевиков-ленинцев стало ликвидация безграмотности.

Обратим внимание на следующую таблицу:

Начальные школы

Средние школы и гимназии

Школ

Учеников

Школ

Учеников

1894-1914

Рост в 2 раза

Рост в 2,9 раз

Рост в 15 раз

Рост в 13 раз

1917-1928

Сокращение в 1,1 раз

Сокращение на 2%

Сокращение в 1,5 раза

Рост в 1,1 раз

Как видим, при Ленине и его подельщиках проходила не ликвидация безграмотности, а ликвидация образования. Частичным восстановлением образования занялся уже в 1930 годы Сталин, по мере разборки с ленинскими «ликвидаторами».

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906-1916 годахрост совершенно беспрецедентный. Ни до, ни после этого периода Российское государство не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета.

И это так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 миллионов рублей, а земства, города и учреждения расходовали еще 30-40 миллионов». То есть по совокупности, 70-80 миллионов рублей.

А в 1914 году консолидированный бюджет составил уже 660 миллионов рублей ‒ это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 год цифру 70 миллионов рублей, то рост будет почти десятикратный, на порядок. Но и по минимальной оценке - более чем в восемь раз.

Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской Империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (рис. 1).

                                                                                           

Рисунок 1. График бюджета Министерства Народного просвещения с 1802 по 1917 год

Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 год. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.

...


[1]Борисюк А.А. История России, которую приказали забыть. С. 51.

[2] См. Галенин Б.Г. Царская школа. С. 232-23
Борис  Галенин
http://rys-strategia.ru/news/2018-07-27-571


Tags: Уроки истории, а теперь как было на самом деле, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments