Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

«Дневник на Брайле шифровал от бабушки» часть 1






Дарья МЕНДЕЛЕЕВА

Первый незрячий студент химфака МГУ о себе и о жизни

Два года назад задания Всероссийской олимпиады школьников перевели на язык Брайля. Уже летом 2018 года на химический факультет МГУ поступил первый незрячий студент.

Как вылететь из школы для незрячих за попытку бежать в Сибирь, почему научиться азбуке Брайля вдвое сложнее, чем обычному письму и как поступить на факультет, где до тебя ни одного незрячего не было, рассказывает Даниил Гаранин.

Видел – и ослеп

На один глаз Даня не видел с детства. А в пять лет произошла трагедия. В детском саду он уронил книжку под стол и полез доставать. В это время другой ребёнок сидел за столом и болтал ногами.

У зрения есть особенность – если какой-то предмет движется прямо на тебя, расстояние до него, тем более одним глазом, оценить невозможно. Удар ногой – и поверх глазного яблока пошла расплываться гематома! Даниил говорит, было похоже, как будто перед глазом завесили тёмное пятно. Постепенно, в течение нескольких месяцев, оно становилось всё больше.

Сначала, скосив глаз, мальчик ещё мог что-то видеть, потом зрение пропало совсем. Давали разжижающие кровь таблетки, сделали две операции – безрезультатно. Врачи сказали, что когда-нибудь, когда Даня вырастет, можно будет попытаться вновь оперировать, и, может быть, зрение вернётся. Но это неточно. А тогда шестилетнему пацану, который уже умел читать и писать, пришлось приспосабливаться к новой жизни – в темноте.

Видеть сквозь стен

Страшно особо не было, всё-таки Даня был слишком маленький. К тому же в больнице вокруг него лежали другие слепые дети, глядя на них, он постепенно учился двигаться, играть и общаться. По сравнению с ними у мальчика было даже преимущество – он помнит, как выглядит мир.

«Во сне мне до сих пор снятся разные пропасти и обрывы, в которые я падаю. Во сне я всегда зрячий, но очень боюсь чего-то не заметить. Наверное, в голове остались какие-то страхи, — рассказывает Даниил. – В последнее время в снах появились всякие искажения, скорее всего, я не очень помню, как правильно выглядит перспектива. В общем, я понимаю: в мире, который я вижу в снах, что-то не так, но что конкретно, объяснить не могу.И ещё лет в 14 во сне я научился видеть сквозь стены; включаю эту функцию по желанию».

Иногда Даниилу снятся знакомые, которых он никогда не видел. «Некоторые слепые, некоторое время пообщавшись с человеком, просят: «Можно я тебя потрогаю?» И «смотрят» руками рост, причёску, черты лица. Я так не делаю, мне в жизни это не надо. Но во сне людей или всякие незнакомые комнаты я часто представляю. Хотя не «попадаю», скорее всего».

Маршрут до дома не выучил, но в Сибирь бежать пытался

Есть слепые, которые самостоятельно передвигаются даже по городу. Ездят в транспорте, ходят по улицам, ориентируясь с помощью трости и по слуху. Даниил рассказывает, у них в школе есть такой учитель математики.

Навыки ориентировки преподают в школе для слепых – например, в незнакомом помещении нужно «осматриваться» руками, одну из которых держат на уровне головы – чтобы обо что-то не удариться, — а вторую – примерно на уровне пояса.

Однако успехи самого Даниила в ориентировке невелики. «На улице с тростью я зазубрил дорогу от школы до метро, а вот от метро до дома – нет, там меня кто-нибудь обязательно встречал».

Но в семь лет, уже потеряв зрение, Даня чуть не сбежал из дома.

«Перед школой для слепых у меня был подготовительный класс, и которого меня исключили на две недели, после того, как мы с одним мальчиком решили сбежать в Сибирь что-то изучать. У нас была очень старенькая воспитательница Идея Николаевна. Ей было 82, и на её занятиях мы иногда творили, что хотели.

Был тихий час, мы с другим мальчиком как-то оделись, после этого я спустился на первый этаж (товарищ мой отстал) и начал наощупь искать пожарный выход. Там меня и поймал учитель физкультуры; из этой истории я помню, главным образом, его зычный голос.

По-моему, дальше моя бабушка решила, что я посижу дома. В итоге дома я прозанимался не только подготовительный класс, но и первый. Причём окончил я его с отличием как первый ученик, а второй класс начал самым худшим».

Сколько весят знания

Секрет превращения лучшего ученика в худшего кроется в азбуке Брайля.

Чтение и письмо в этой азбуке – это совсем разные навыки: писать нужно, выдавливая определённые последовательности точек в клетках, а читают выпуклую сторону продавленных точек; то есть для чтения исписанный лист переворачивается на другую сторону.

Таким образом, чтобы освоить письмо и чтение, слепому нужно запомнить и прямой вид букв (они так пишутся), и зеркальный (так их читают).

Дополнительная неприятность – при письме у слепых задействованы обе руки – одной рукой держишь иголку и прокалываешь бумагу, второй – направляешь иголку по правильным квадратикам. Ошибся с местом прокола – запись будет нечитаема. При этом брайлевская система адаптирована под правшей, а Даниил – врождённый левша. Пришлось активно переучиваться.

Плюс с самого начала учителя, похоже, недоглядели с его чтением. Слепые читают пальцами, но, чтобы руки не уставали и не теряли чувствительность как можно дольше, нужно делить строки пополам: полстроки читаешь одной рукой, полстроки – другой. В детстве непоседливый ученик этим правилом пренебрегал, а на каникулах между первым и вторым классом чтение вообще забросил. В итоге на проверках скорости чтения стал получать тройки.

Зато в средней школе, после того, как азбуку Брайля освоила и бабушка, Даниил на всякий случай составил на основе точечной системы несколько шифров и даже некоторое время вёл шифром личный дневник. «Там была двойная шифровка, мне хотелось отработать метод, — говорит Даниил. – Хотя сейчас я понимаю, что бабушка не стала бы читать мои записи».

Параллельно шла борьба с учителем математики за право не записывать все расчёты в столбик, поскольку считал он всё равно в уме. Спор окончился просто: «математичка» велела Даниилу перемножить в уме два четырёхзначных числа. Он справился за минуту сорок восемь секунд.

Вообще, как говорит Даниил, слепым учиться сложнее просто физически. При письме нужно прокалывать иглой толстую бумагу, на это уходит гораздо больше сил, чем когда пишешь ручкой. Из-за той же бумаги книги, изданные точечной азбукой, получаются очень тяжёлыми, так что в специализированную библиотеку (а она в Москве одна) ездить приходилось с хозяйственной тележкой и притаскивать оттуда килограмм по восемь-десять.

Аудиокниги выручали не всегда – собрания сочинений современных авторов у нас не озвучены, а программы перевода в голос читают буквально то, что «видят» на экране планшета.

.....

https://www.miloserdie.ru/article/dnevnik-na-brajle-shifroval-ot-babushki
Tags: Инвалидность, судьбы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments