Categories:

«Белая лилия» Сталинграда ,самая результативная женщина пилот истребителя



11 личных,4 победы в группе ,один сбитый аэростат противника.

Лидия (Лилия) Владимировна Литвяк (18 августа 19211 августа 1943), русская — лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант, Герой Советского Союза (1990).  Погибла в возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом. Посмертно была д повышена в звании — до лейтенанта в 1943 году 

С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков.

Была призвана в армию Коминтерновским РВК Москвы в октябре 1941 года[2]. В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. 

В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.

Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296-й ИАП.

В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.

Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).

В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица». В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, установлено имя, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 года.

В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.»

5 мая 1990 Президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно

Причины создания женских авиационных частей в СССР. Летом -осенью  1941 советская авиация понесла тяжёлые потери . Потребовались все умеющие летать .Муужчин призывали по мобилизации

,а женщины шли добровольно Инициатором создания женских авиационных частей была Марина Раскова .Очень известная в СССР летчица ,участниица  рекордных перелетов на дальность на бомбардировщике СБ . Большинство женщин имело опыт полетов на У-2 .Они служили на военном варианте У-2 ,По 2 ,но был и женский истребитеельнвй и женский бомбарлировочный авиаполк.Лилия Листвяк не просто летаоа на У-22 в аэроклубе ,а была летчиком инструетором на УТИ(учебно тренировочный истребитель) И после неьольшого перееуучивания на Як – 1 отправилась воевать на нём

1 фото –Лидия Листвяк 

2 фото –Марина Раскова 

3 фото  - По 2 

4 фото-УТИ 2

5 фото-рекордный вариант СБ для женского экипажа

6 фото –истребитель Як 1 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded