Вилли Старк. Одна из лучших ролей. Ну какой американец сыграл бы его убедительнее, чем сын крестьянина из деревни Кесова Гора Кашинского уезда?
Как мы помним, гражданам нуворужам было предложено ответить на довольно простые вопросы: зачем непременно нужно было расстрелять простых и лояльных к совдепу, совершенно безобидных поэтов Павла Васильева и Бориса Корнилова? Даже не в лагеря отправить, ежели чем провинились, а «захлопнуть ров»? (Было такое выражение у товарищей, когда исчерпывалась вместительная полезность конкретной братской могилы и возникала необходимость перемещать гуманистическую деятельность в иной географический пункт).
Не ответили товарищи нуворужи. (Что не прочли – не верю. Они читают каждую строчку даже в моих фейсбучных записях). Следовательно – ответить товарищи не сумели. Так и пишем: признали беззаконность расправы над безобиднейшими людьми. Два ноль в нашу пользу.
Но у товарищей есть прием – смена тем. Мы им про Васильева – а они про кого-нибудь еще.
Мне попался на днях баснословный текст. Неизвестно чей, они псевдонимы любят, это мы еще по Кобе Сталину помним. И ведь 1593 (тысяча пятьсот девяносто три) человека с дополнительной хромосомой его «лайкнули».
Новый объект красной охоты на ведьм – талантливейший артист Георгий Жженов.
Его не расстреляли, а всего-то навсего отправили на Колыму.
Колыма...(сидел он в Норильске даже севернне Колымы ,но западнее (прим alexzgr1970)
Мы думали зря? Ан нет.
Приведу ниже неизъяснимые строки. Как известно, Жженов был приговорен за общение с иностранцем (кстати сказать, свободно перемещавшемся по Советскому Союзу, даже без таблички с надписью «ВРАГ» на лбу).
"Файмонвилл познакомился с Жжёновым в поезде, который, на секундочку, двигался в только что отстроенный город Комсомольск-на-Амуре, где были заложены два весьма важных и секретных военных объекта, один из которых новейшего типа авиационный завод, где производились в том числе истребители".
Шпионить ехал, стало быть, "как последний сукин сын". Только отчего в секретный город его пустили власти, а виноват - Жженов?
Кстати, зря пустили. Ведь главным-то секретом в рассуждении "Комсомольска-на-Амуре" было то, что строили его никак не комсомольцы. Такой позор, как рабский труд, лучше скрывать.
В поезде американец (предполагает умная голова) "как-то склонил его (Жженова) на свою сторону". Как-то - как? Если бы вдруг туда сразу ходили СВ (что сомнительно) простым актерам их не предоставляли. Оказаться в одном купе со Жженовым американец мог как раз ввиду отсутствия таковых. Завербовал - прямо при двух свидетелях? Или - у окна в коридорчике? Сильно.
«И говорили они с ним (иронизирует автор) только об искусстве и литературе. Но вот что тут самое интересное. Во-первых, Жжёнов в поезде ехал в компании съёмочной группы, которая также общалась с Файмонвиллом. Но вот после приезда с Дальнего Востока с американским атташе встречался только Жжёнов. (Да, вот уж сокрушительное доказательство вины ЕЧ). Во-вторых, за какие-то заслуги перед ним Файмонвилл "достаёт" Жжёнову билет в Большой театр, а это тогда было очень трудно сделать. (То есть товарищи нуворужи сами признают, что для посещения Большого театра необходимо было быть «американским шпионом», ибо простым советским людям вход туда был заказан? ЕЧ) В-третьих, после этого общения с Жжёновым Файмонвилл создаёт доклад о состоянии армии Советского Союза на Дальневосточном фронте, где приводит подробные данные и цифры. Этот доклад и сейчас есть на английском языке».
Последние строки, это самое «в третьих», уже феерия.
Благодаря, стало быть, военным тайнам, узнанным от киноактера и выпускника акробатической школы, «шпиён» смог сделать доклад о Дальневосточных вооруженных силах, причем с подробными цифрами.
Ах, ну да. Ведь каждому же советскому человеку вручалась «военная тайна», которую он мог обсуждать «только с самим товарищем Ворошиловым». Иначе какой же это советский человек, без тайны? А Георгий Жженов ее продал за билет в Большой театр. Выслужился перед буржуем.
И это пишет женщина. Впрочем, можно ли ее так назвать?
Но дальше – много подлее.
«Как мы видим на примере известного актёра Жжёнова, не такой уж он невинно пострадавший. Да и в принципе в лагере к нему было снисходительное отношение. Там он был хлеборезом, играл в театральной труппе, о чём опять же таки пишет в своих воспоминаниях. То есть относились к нему неплохо».
Мы помним, что это - про Георгия Жженова?
Эти люди начисто лишены способности к сопереживанию, каковую нынче модно называть «эмпатией». Даже если заставить их прочесть страшный как абсолютный кошмар рассказ «Саночки», они ничего не почувствуют.
Напоминаю не для них, для нас, сюжет рассказа. На Колыме актер «доходил». Смертность в лагере зашкаливала. И вдруг – чудо: извещение о посылке от матери. Но за посылкой надо добираться по морозу – пешком.
Весь рассказ, по сути, описание этого страшного пути. И чудес, происходящих на нем: пробуждение человечности в вертухае, это из чудесной области.
Но вот посылка получена. Вскрыта. И – как удар гильотины. Посылка слишком долго гуляла, перегревалась, охлаждалась. Сало, табак, леденцы, сухари, оберточная бумага – всё слиплось в безобразный монолит.
Он эта посылка все же спасает Жженову жизнь.
Продолжение еще интереснее: пациент подтверждает дословно, что актера надо-таки было убить. Человек выше подумал, что шутка. Еще раз напомню притчу: "верьте тем, кто говорит, что хочет вас убить, не считайте это оборотом речи".
Каково это – есть маленькими кусками смесь сала с сахаром и табаком? Причем, даже такую вот «еду», столь чудовищен был голод, Жженов попросил не выдавать ему сразу – опасаясь переесть и умереть. Это какой же голод надо испытывать, чтобы не удержаться и разом съесть это?
А под текстом весёлой особы с псевдонимом «Женские грезы» – типично каннибальские комментарии.
И риторика – что у автора, что у комментаторов – «какое ж государство не защищает себя от шпионов?»
То есть шпион уже не атташе (ссылки на якобы и ныне существующий доклад в тексте нет) а сам актер.
Они множат и множат свои наветы. Мы за ними не успеваем. Но – постараемся продолжить тему о погибших и измученных «за дело».
Все фотографии взяты из открытого доступа.
Елена Чудинова
P.S Уточнение-Жжёнов сидел в Норильске .Но условия там от Колымы мало чем отличаются (в чем и пожетче,на самых северах за полярным кругом в тундре).В театре местном играл уже освободившись ссыльным.