Кузнецов Алексей Викторович (alexzgr1970) wrote,
Кузнецов Алексей Викторович
alexzgr1970

Categories:

Авиапромышленность Российской империи

Есть такая таблица, составленная историком авиации Д. А. Соболевым:

Авиация России, которую мы потеряли

Стоит отметить недостроенные заводы в Симферополе, Таганроге и Бердянске. Именно они должны были дать основной прирост производства в 1917-18 годах. Завод «Анатра» в Симферополе должен был давать 60 самолетов и 60 моторов в месяц, завод В.А. Лебедева в Таганроге был рассчитан на выпуск 70 самолетов в месяц. Из них в советское время работал лишь в завод Таганроге.

К 1917 году в России, говоря современным языком, уже создавались целые авиационные кластеры. Причём надо отметить, что казенных заводов вообще не было, вся авиапромышленность была частной. Что значительно упрощало работу, не приходилось тратить силы и время на бюрократически согласования и прочее.

Конечно, можно насмехаться над производительностью авиазаводов того времени. Но стоит сравнить её (производительность) с тем, что выдавала советская авиапромышленность через полтора десятка лет. В 1917 году на фронт планировалось поставить 3477 самолётов, сделанных на российских заводах, на 1918 год планировался выпуск более 4500 аэропланов. Такого уровня советский авиапром достиг лишь в середине 30-х годов.

Хоть все созданные отечественными конструкторами аэропланы летали на моторах иностранной разработки, в большинстве привезённых из-за рубежа, усиленно строились свои авиамоторные заводы и разрабатывались моторы собственной конструкции. С отечественным мотором, нисколько не усыпающим немецким, летал бомбардировщик «Илья Муромец». В городе Александровске был в 1916 году построен моторостроительный завод (ныне украинский «Мотор Сич»), где был создан неким инженером Воробьевым двигатель собственной конструкции. Свои моторы конструировали и производили на экипажно-автомобильной фабрике Ильина и в акционерном товариществе «Мотор». Это всё очень полезно вспомнить, сравнивая с тем, как было в СССР.

Если посмотреть на то, что имела Россия в 1917, как на базу для будущего развития, выглядят это очень даже внушительно.

А если бы Россия ещё осталась в числе стран-победительниц, то получила не только огромные контрибуции и новые территории, но также и немало трофейных самолётов. В первую очередь для изучения. Мало того, готов поспорить, что большинство германских авиационных специалистов переехали работать в Россию. Благо немцы уж к нам переезжали часто, много и легко. И были бы в числе выдающихся конструкторов наших Егор Генрихович Юнкерс и Вильям Федорович Мессершмитт, что было бы во всех отношениях лучше.

Собственно, авиапром всех стран начинал так же как в России, причём наши темпы роста значительно больше других. В советское время начали с того же: с закупок иностранных самолётов и двигателей, с их копирования или лицензионного производства. Приглашали иностранных специалистов, закупали оборудование и станки. Причём вопрос собственных авиамоторов так и не смогли решить до войны и это было самым слабым местом нашей авиации — самолёты летали на лицензионных или скопированных с иностранных двигателях.

Хоть все созданные отечественными конструкторами аэропланы летали на моторах иностранной разработки, в большинстве привезённых из-за рубежа, усиленно строились свои авиамоторные заводы и разрабатывались моторы собственной конструкции. С отечественным мотором, нисколько не усыпающим немецким, летал бомбардировщик «Илья Муромец». В городе Александровске был в 1916 году построен моторостроительный завод (ныне украинский «Мотор Сич»), где был создан неким инженером Воробьевым двигатель собственной конструкции. Свои моторы конструировали и производили на экипажно-автомобильной фабрике Ильина и в акционерном товариществе «Мотор». Это всё очень полезно вспомнить, сравнивая с тем, как было в СССР.. В советское время начали с того же: с закупок иностранных самолётов и двигателей, с их копирования или лицензионного производства. Приглашали иностранных специалистов, закупали оборудование и станки. Причём вопрос собственных авиамоторов так и не смогли решить до войны и это было самым слабым местом нашей авиации — самолёты летали на лицензионных или скопированных с иностранных двигателях.

Tags: Уроки истории, а как было на самом деле, арсенал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments